Изменить контраст
Вкл Выкл Изображение
Вернуться на обычную версию сайта
Cправочная служба
+7(495) 937-55-55

Интервью генерального директора ОАО "Аэропорт Внуково" В.Е. Александрова для журнала "JET"

15 мая 2005 Журнал "JET"

"ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!"

Василий Егорович, еще лет пять назад считалось, что «Внуково» умирает. А вы подняли его, и теперь перспектива стать аэропортом №1 в московском авиаузле – она у «Внуково» совершенно реальная. Как так вышло? Откуда этот ренессанс?

Я думаю, все просто. Есть такое понятие: эффективный собственник, вот у нас такой эффективный собственник и появился. В лице Правительства Москвы. Москва, как известно, не только столица нашей родины, но и крупный, я бы сказал, бизнесмен. По крайней мере, ту собственность, что Правительство Москвы имеет – оно старается содержать в надлежащем виде. Это, кстати, заметно всем избирателям. И если говорить об аэропорте «Внуково» - заслуженном аэропорте, достойном звания столичного (тем более, что он – единственный из всех – находится непосредственно в городской черте), то Москва, взяв контрольный пакет его акций, внесла живую струю в динамику его развития. И пошла не по пути латания дыр, а приняла цельную концепцию развития. То есть, концептуально определилась: а что именно мы будем делать в этом порту? И исходя из принятого плана построила конкретную схему действий.

То есть, финансирование идет из городского бюджета…

Ничего подобного. Москва не может финансировать те объекты, что не принадлежат ей полностью. Мы – акционерное общество, и столичное правительство владеет в нем 60,8% акций. Есть договоренность со вторым нашим крупным инвестором, что этот пакет будет увеличен. На самом деле, нам повезло не только с тем, что контрольный пакет акций передали из федерального уровня управления в Москву, а еще и с тем, что у нас есть второй крупный акционер, «Внуково-Инвест». Который сумел договориться с Правительством Москвы, решить совместно, как они будут осуществлять принятую концепцию. Потому что реализация ее стоит денег. И немалых. Я еще раз повторяю свой тезис: важно не только договориться, важно еще и ресурсы иметь. И одному инвестору, и второму. Не менее важна и воля, желание реализовать задуманное. И вот все это вместе, счастливое совпадение желаний и возможностей, и предопределило бурное развитие аэропорта «Внуково», возрождение его традиций. Традиции-то действительно славные! И в плане опыта, и в плане подготовки кадров… Второй момент – удобное географическое расположение. Безусловная, внеконкурентная близость аэропорта «Внуково» к центру Москвы. И вот тут снова нужно вспомнить столичное правительство - потому что именно оно «пробивало» дороги, вело переговоры с РЖД, заключило соглашения о строительстве скоростной железнодорожной ветки. И не простой электрички, а такой, что пройдет туннелем, под полосой и выйдет непосредственно под терминалом. И любой пассажир сможет, поднявшись на эскалаторе, оказаться в новом, красивом аэровокзальном комплексе. Такой комплекс у нас уже есть, но мы считаем его промежуточным шагом на пути к нашему общему успеху…

А что будет в конце? Как будет выглядеть аэропорт «Внуково» после окончания реконструкции?

- Я вот сейчас с вами закончу беседу и через полчаса встречусь с представителями немецкой компании Obermayer Planning, которая занимается подготовкой проекта нового аэровокзального комплекса. На мой взгляд, уникальный проект. Я, по крайней мере, ничего подобного еще не видел. Мне кажется, что в результате у нас получится самый красивый вокзал не только в России, но и в Европе.

И это реальные планы?

- Да, конечно! Уже в августе будет готов проект, до конца года мы должны начать строить. Есть понимание, как это будет делаться, на какие средства. Дело за малым – начать.

А потом - закончить…

- Вообще-то, мы рассчитываем в 2007 г. завершить по крайней мере первый этап строительства. Поскольку предполагаем, что оно у нас может разделиться на две фазы. Потому что аэропорт - он большой! Вот, на схеме (Василий Егорович показывает на большой план «Внуково») красным – то, что мы должны построить. Телетрапы по всему периметру, так называемая «капля», посадочная галерея - длиной 500 метров. Видите пунктир слева и справа? Вот так вот симметрично подходят дороги. Если взять левый пунктир, то он уже реализован, вы по нему сегодня заезжали. А вот видите бараночку? Это будет двухэтажная автомобильная эстакада. А тут - почтово-грузовой терминал. Да и сам перрон будет переделан! Как и взлетно-посадочные полосы. Вообще речь идет о техническом переоснащении всего аэродрома в целом. Параллельно и во «Внуково-2» начнется стройка. Правда, там это – отдельная песня…

Кстати, что касается «Внуково-2». Когда-нибудь он откроется для широкой публики, или так и останется правительственным, закрытым, секретным… Во-первых, вопрос не моей компетенции. А во-вторых, я думаю, что по мере развития демократии в нашей стране - вполне возможно. Тем более что полеты оттуда осуществляются нечасто, а собственность нужно использовать эффективно, верно? Я полагаю, открыть его для публики вполне реально. По крайней мере, теоретически.

А вы видите во «Внуково-2» потенциал развития сектора бизнес-авиации, VIP-перевозок?

- Да, именно это я и имел в виду. Хотя у нас есть «Внуково-3» - и это тоже совершенно отдельная тема. Есть полное понимание со стороны Правительства Москвы. Оно выделяет земли для расширения «Внуково-3». И вообще уже многое сделано! Если вспомнить, что начинали мы с небольшого скромного терминала… Да вы и сами знаете. В прошлом году была реализована стоянка на десять самолетов. Хорошая, качественная стоянка. Сейчас начинается строительство дополнительной стоянки, пойдет расширение перрона – именно для бизнес-авиации, потому что спрос опережает предложение. Будет технический центр, что очень важно. Вообще-то, дело в том, что повышается платежеспособный спрос. Повышается спрос на авиационные перевозки как таковые. Я считаю, что по мере роста такого вот платежеспособного спроса и числа людей, которые могут себе позволить летать на самолетах бизнес-авиации - потребность в аэродромных «оазисах», подобных «Внуково-3», будет расти.

Насколько важным вы представляете себе развитие «Внуково-3»? Вы считаете, что он должен развиваться сам, или все-таки в него будут вкладываться деньги из тех грантов, что предоставлены вам Правительством Москвы?

- Начнем с того, что там другой владелец, АБТ - не собственность аэропорта «Внуково». Но вместе с тем, он не может развиваться отдельно. Все вещи, находящиеся на аэродроме, связаны между собой. Взять хоть ГСМ, хоть системы управления. Очень важен вопрос обеспечения безопасности. И в воздухе, и на земле. Я полагаю, что люди, которые пользуются услугами бизнес-авиации, - у них уже несколько иной менталитет. И, естественно, более высокие требования.

Пассажиры бизнес-джетов хотят, чтобы все было быстро, удобно…

- Да, они не желают стоять в очередях, преодолевать преграды, которые возникают перед рядовыми пассажирами – они всем нам известны, правда? И, если есть деньги – то почему бы и нет? Мы просто должны сами перестроиться и понять: так и должно быть…

И все-таки вы, как генеральный директор аэропорта, большого внуковского хозяйства - как вы себе представляете дальнейшее развитие АБТ? Как вы себе видите его будущее?

- Я думаю, что это должен быть небольшой, но очень эстетичный аэровокзальный комплекс, соединенный с городскими коммуникациями, оснащенный бизнес-залами, где можно накоротке провести совещание или деловую встречу. Я думаю, что там должно быть где-нибудь с десяток мест в ангарах, чтобы самолеты могли храниться, особенно в зимнее время. Понимаете? Чтобы самолет мог вырулить и сразу был готов сразу к полету. Я думаю, что там должны быть специалисты по диагностике, какой-то набор контрольной аппаратуры и – мобильная группа высокопрофессиональных инженеров, которые могли бы устранить ту или иную неисправность. Ну, а в дальнейшем – наверное, небольшой склад для типовых самолетов, чтобы необязательно было возить с собой техническую аптечку. И, конечно, если еще дальше в будущее заглядывать, то должны быть и тренажеры… Я вам говорю как бывший летчик, начальник испытательного центра, проверявший разных пилотов – и выдающихся, и балбесов: по мере развития общества будут появляться собственники, которые будут регистрировать эту собственность здесь, в России. Которые будут платить налоги в России. Понимаете? А раз так, то нужны будут экипажи – наши экипажи… Я вас уверяю: наши пилоты ничем не хуже западных, это много раз было доказано.

Никто не сомневается, что они – супер…

- Наша летная школа – ну, если и не первая, то одна из лучших. И это тоже было не раз доказано. Следовательно – наверняка в бизнес-авиации появятся российские экипажи. Раз так, то должна быть база для их подготовки. А чтобы не жечь керосин, в шум его не переводить, чтобы уменьшить количество контрольных и вывозных полетов, летчик должен тренироваться на тренажере. И они появятся – по мере того, как наконец-то станут экономически выгодными. Обязательно появятся! Ведь все мы умеем считать деньги, тем более – крупные бизнесмены. Зачем гонять людей за тридевять земель, платить им командировочные, чтобы только «откатать» на тренажере каких-то три часа?

Тогда получается, что этим должны заниматься наши брокерские компании. Организаторы полетов.

- Конечно! Потому что если фирма имеет только два самолета, ей дешевле отправить экипаж за границу. Я повторяю: по мере роста числа собственников и, так сказать, физической суммы их самолетов, появится экономическая целесообразность создания центра, где бы готовили и тренировали летчиков. Ведь пилоты для того, чтобы безопасно летать, должны периодически – скажем, раз в квартал – проходить комплексный тренаж. Чтобы быть готовым к действиям в нестандартной ситуации в условиях дефицита времени, экипаж должен тренироваться. Он должен действовать, не задумываясь! Потому что, как правило, возникает еще туча вводных, над которыми нужно работать. И если экипаж не готов – то уровень безопасности полета с ним очень невысок… Так что – каким бы замечательным не был бы самолет, в конечном итоге все определяет личностный фактор. Как на земле, так и в воздухе. И, я думаю, именно в тех местах, на тех базах, где собираются и наиболее интенсивно летают самолеты бизнес-авиации – там и появятся со временем тренажерные центры.

То есть, мы можем рассчитывать на то, что во «Внуково-3» будет со временем создан свой учебный комплекс?

-Да. Я думаю, да. Но это – следующий этап. Первый этап, повторяю – технический центр, ангары. Ведь нету нигде специализированных комплексов, понимаете? А у нас скоро будет. Не было нигде отдельных стоянок, целенаправленно построенных для бизнес-авиации. Их в лучшем случае приспосабливали, верно? А у нас уже есть. Как говорят немцы, und so weiter. По шагам пойдем, по шагам. Ведь не в разгоряченной чьей-то голове родилась идея создания тут, во «Внуково» центра бизнес-авиации! Разработали концепцию, апробировали ее, пришли к выводу, что – да, экономически целесообразно. Есть спрос, есть предложение. Смотрим – спрос растет. Мы сейчас уже не удовлетворяем всех желающих. Значит, нужно расширяться! И очень хорошо! А с учетом того, что аэродром будет технически переоснащен – поставим новое радиотехническое, светотехническое оборудование – тут все очень хорошо будет. Кроме того, для самолетов бизнес-авиации, на мой взгляд, аэропорт «Внуково» еще и тем удобен, что здесь полосы пересекающиеся. Потому что каждый самолет, бизнес-авиации в том числе, имеет серьезные ограничения по боковой составляющей ветра. А раз так, то наличие пересекающихся полос выгодно отличает нас от других аэропортов, где полосы параллельны. Я не скажу, что это панацея от всех бед, но тем не менее…

Спасибо. И последний вопрос, если позволите. Что все-таки будет с Ту-104, который стоял на вокзальной площади?

- Все будет хорошо. Я сам – летчик, всю жизнь в авиации, для меня это – свято. Поэтому я утверждаю: самолет Ту-104 будет стоять на пьедестале, предположительно – по предварительным проработкам – на развязке с Киевским шоссе. Сейчас он проходит ремонт. Все будет хорошо. Я вам обещаю.

к списку интервью

Он-лайн подписка на статусы рейсов по e-mail

Вы можете бесплатно получать информацию о статусе рейса по электронной почте. Услуга предоставляется компанией AeroStatus

Для того, чтобы получить информацию о статусе рейса можно отправить email на адрес status@aerostatus.com.

Запрос на получение автоматически обновляемой информации о статусе авиарейса.
Для запроса информации отправьте email с номером рейса с указанием всех букв и цифр и добавлением вопросительного знака в конце.
Пример сообщения: XYZ123?

Запрос на получение информации о статусе авиарейса, который будет выполняться в будущем.
Для запроса на получение информации о статусе авиарейса, который будет выполняться в будущем (до 3 дней с момента запроса), нужно послать email с указанием номера рейса и даты вылета в формате День.Месяц или День/Месяц.
Пример: XYZ123 22.07? или XYZ123 22/07?

Отмена получения обновлений о статусе авиарейсов
Если вы хотите прекратить получать ранее запрошенные вами обновления о статусе авиарейсов, отправьте email со словом СТОП (или STOP).