Cправочная служба
+7(495) 937-55-55

Интервью генерального директора ОАО "Аэропорт Внуково" В.Е. Александрова для журнала "JET"

Интервью генерального директора ОАО "Аэропорт Внуково" В.Е. Александрова для журнала "JET"

15 мая 2005 Журнал "JET"

"ВСЕ БУДЕТ ХОРОШО!"

Василий Егорович, еще лет пять назад считалось, что «Внуково» умирает. А вы подняли его, и теперь перспектива стать аэропортом №1 в московском авиаузле – она у «Внуково» совершенно реальная. Как так вышло? Откуда этот ренессанс?

Я думаю, все просто. Есть такое понятие: эффективный собственник, вот у нас такой эффективный собственник и появился. В лице Правительства Москвы. Москва, как известно, не только столица нашей родины, но и крупный, я бы сказал, бизнесмен. По крайней мере, ту собственность, что Правительство Москвы имеет – оно старается содержать в надлежащем виде. Это, кстати, заметно всем избирателям. И если говорить об аэропорте «Внуково» - заслуженном аэропорте, достойном звания столичного (тем более, что он – единственный из всех – находится непосредственно в городской черте), то Москва, взяв контрольный пакет его акций, внесла живую струю в динамику его развития. И пошла не по пути латания дыр, а приняла цельную концепцию развития. То есть, концептуально определилась: а что именно мы будем делать в этом порту? И исходя из принятого плана построила конкретную схему действий.

То есть, финансирование идет из городского бюджета…

Ничего подобного. Москва не может финансировать те объекты, что не принадлежат ей полностью. Мы – акционерное общество, и столичное правительство владеет в нем 60,8% акций. Есть договоренность со вторым нашим крупным инвестором, что этот пакет будет увеличен. На самом деле, нам повезло не только с тем, что контрольный пакет акций передали из федерального уровня управления в Москву, а еще и с тем, что у нас есть второй крупный акционер, «Внуково-Инвест». Который сумел договориться с Правительством Москвы, решить совместно, как они будут осуществлять принятую концепцию. Потому что реализация ее стоит денег. И немалых. Я еще раз повторяю свой тезис: важно не только договориться, важно еще и ресурсы иметь. И одному инвестору, и второму. Не менее важна и воля, желание реализовать задуманное. И вот все это вместе, счастливое совпадение желаний и возможностей, и предопределило бурное развитие аэропорта «Внуково», возрождение его традиций. Традиции-то действительно славные! И в плане опыта, и в плане подготовки кадров… Второй момент – удобное географическое расположение. Безусловная, внеконкурентная близость аэропорта «Внуково» к центру Москвы. И вот тут снова нужно вспомнить столичное правительство - потому что именно оно «пробивало» дороги, вело переговоры с РЖД, заключило соглашения о строительстве скоростной железнодорожной ветки. И не простой электрички, а такой, что пройдет туннелем, под полосой и выйдет непосредственно под терминалом. И любой пассажир сможет, поднявшись на эскалаторе, оказаться в новом, красивом аэровокзальном комплексе. Такой комплекс у нас уже есть, но мы считаем его промежуточным шагом на пути к нашему общему успеху…

А что будет в конце? Как будет выглядеть аэропорт «Внуково» после окончания реконструкции?

- Я вот сейчас с вами закончу беседу и через полчаса встречусь с представителями немецкой компании Obermayer Planning, которая занимается подготовкой проекта нового аэровокзального комплекса. На мой взгляд, уникальный проект. Я, по крайней мере, ничего подобного еще не видел. Мне кажется, что в результате у нас получится самый красивый вокзал не только в России, но и в Европе.

И это реальные планы?

- Да, конечно! Уже в августе будет готов проект, до конца года мы должны начать строить. Есть понимание, как это будет делаться, на какие средства. Дело за малым – начать.

А потом - закончить…

- Вообще-то, мы рассчитываем в 2007 г. завершить по крайней мере первый этап строительства. Поскольку предполагаем, что оно у нас может разделиться на две фазы. Потому что аэропорт - он большой! Вот, на схеме (Василий Егорович показывает на большой план «Внуково») красным – то, что мы должны построить. Телетрапы по всему периметру, так называемая «капля», посадочная галерея - длиной 500 метров. Видите пунктир слева и справа? Вот так вот симметрично подходят дороги. Если взять левый пунктир, то он уже реализован, вы по нему сегодня заезжали. А вот видите бараночку? Это будет двухэтажная автомобильная эстакада. А тут - почтово-грузовой терминал. Да и сам перрон будет переделан! Как и взлетно-посадочные полосы. Вообще речь идет о техническом переоснащении всего аэродрома в целом. Параллельно и во «Внуково-2» начнется стройка. Правда, там это – отдельная песня…

Кстати, что касается «Внуково-2». Когда-нибудь он откроется для широкой публики, или так и останется правительственным, закрытым, секретным… Во-первых, вопрос не моей компетенции. А во-вторых, я думаю, что по мере развития демократии в нашей стране - вполне возможно. Тем более что полеты оттуда осуществляются нечасто, а собственность нужно использовать эффективно, верно? Я полагаю, открыть его для публики вполне реально. По крайней мере, теоретически.

А вы видите во «Внуково-2» потенциал развития сектора бизнес-авиации, VIP-перевозок?

- Да, именно это я и имел в виду. Хотя у нас есть «Внуково-3» - и это тоже совершенно отдельная тема. Есть полное понимание со стороны Правительства Москвы. Оно выделяет земли для расширения «Внуково-3». И вообще уже многое сделано! Если вспомнить, что начинали мы с небольшого скромного терминала… Да вы и сами знаете. В прошлом году была реализована стоянка на десять самолетов. Хорошая, качественная стоянка. Сейчас начинается строительство дополнительной стоянки, пойдет расширение перрона – именно для бизнес-авиации, потому что спрос опережает предложение. Будет технический центр, что очень важно. Вообще-то, дело в том, что повышается платежеспособный спрос. Повышается спрос на авиационные перевозки как таковые. Я считаю, что по мере роста такого вот платежеспособного спроса и числа людей, которые могут себе позволить летать на самолетах бизнес-авиации - потребность в аэродромных «оазисах», подобных «Внуково-3», будет расти.

Насколько важным вы представляете себе развитие «Внуково-3»? Вы считаете, что он должен развиваться сам, или все-таки в него будут вкладываться деньги из тех грантов, что предоставлены вам Правительством Москвы?

- Начнем с того, что там другой владелец, АБТ - не собственность аэропорта «Внуково». Но вместе с тем, он не может развиваться отдельно. Все вещи, находящиеся на аэродроме, связаны между собой. Взять хоть ГСМ, хоть системы управления. Очень важен вопрос обеспечения безопасности. И в воздухе, и на земле. Я полагаю, что люди, которые пользуются услугами бизнес-авиации, - у них уже несколько иной менталитет. И, естественно, более высокие требования.

Пассажиры бизнес-джетов хотят, чтобы все было быстро, удобно…

- Да, они не желают стоять в очередях, преодолевать преграды, которые возникают перед рядовыми пассажирами – они всем нам известны, правда? И, если есть деньги – то почему бы и нет? Мы просто должны сами перестроиться и понять: так и должно быть…

И все-таки вы, как генеральный директор аэропорта, большого внуковского хозяйства - как вы себе представляете дальнейшее развитие АБТ? Как вы себе видите его будущее?

- Я думаю, что это должен быть небольшой, но очень эстетичный аэровокзальный комплекс, соединенный с городскими коммуникациями, оснащенный бизнес-залами, где можно накоротке провести совещание или деловую встречу. Я думаю, что там должно быть где-нибудь с десяток мест в ангарах, чтобы самолеты могли храниться, особенно в зимнее время. Понимаете? Чтобы самолет мог вырулить и сразу был готов сразу к полету. Я думаю, что там должны быть специалисты по диагностике, какой-то набор контрольной аппаратуры и – мобильная группа высокопрофессиональных инженеров, которые могли бы устранить ту или иную неисправность. Ну, а в дальнейшем – наверное, небольшой склад для типовых самолетов, чтобы необязательно было возить с собой техническую аптечку. И, конечно, если еще дальше в будущее заглядывать, то должны быть и тренажеры… Я вам говорю как бывший летчик, начальник испытательного центра, проверявший разных пилотов – и выдающихся, и балбесов: по мере развития общества будут появляться собственники, которые будут регистрировать эту собственность здесь, в России. Которые будут платить налоги в России. Понимаете? А раз так, то нужны будут экипажи – наши экипажи… Я вас уверяю: наши пилоты ничем не хуже западных, это много раз было доказано.

Никто не сомневается, что они – супер…

- Наша летная школа – ну, если и не первая, то одна из лучших. И это тоже было не раз доказано. Следовательно – наверняка в бизнес-авиации появятся российские экипажи. Раз так, то должна быть база для их подготовки. А чтобы не жечь керосин, в шум его не переводить, чтобы уменьшить количество контрольных и вывозных полетов, летчик должен тренироваться на тренажере. И они появятся – по мере того, как наконец-то станут экономически выгодными. Обязательно появятся! Ведь все мы умеем считать деньги, тем более – крупные бизнесмены. Зачем гонять людей за тридевять земель, платить им командировочные, чтобы только «откатать» на тренажере каких-то три часа?

Тогда получается, что этим должны заниматься наши брокерские компании. Организаторы полетов.

- Конечно! Потому что если фирма имеет только два самолета, ей дешевле отправить экипаж за границу. Я повторяю: по мере роста числа собственников и, так сказать, физической суммы их самолетов, появится экономическая целесообразность создания центра, где бы готовили и тренировали летчиков. Ведь пилоты для того, чтобы безопасно летать, должны периодически – скажем, раз в квартал – проходить комплексный тренаж. Чтобы быть готовым к действиям в нестандартной ситуации в условиях дефицита времени, экипаж должен тренироваться. Он должен действовать, не задумываясь! Потому что, как правило, возникает еще туча вводных, над которыми нужно работать. И если экипаж не готов – то уровень безопасности полета с ним очень невысок… Так что – каким бы замечательным не был бы самолет, в конечном итоге все определяет личностный фактор. Как на земле, так и в воздухе. И, я думаю, именно в тех местах, на тех базах, где собираются и наиболее интенсивно летают самолеты бизнес-авиации – там и появятся со временем тренажерные центры.

То есть, мы можем рассчитывать на то, что во «Внуково-3» будет со временем создан свой учебный комплекс?

-Да. Я думаю, да. Но это – следующий этап. Первый этап, повторяю – технический центр, ангары. Ведь нету нигде специализированных комплексов, понимаете? А у нас скоро будет. Не было нигде отдельных стоянок, целенаправленно построенных для бизнес-авиации. Их в лучшем случае приспосабливали, верно? А у нас уже есть. Как говорят немцы, und so weiter. По шагам пойдем, по шагам. Ведь не в разгоряченной чьей-то голове родилась идея создания тут, во «Внуково» центра бизнес-авиации! Разработали концепцию, апробировали ее, пришли к выводу, что – да, экономически целесообразно. Есть спрос, есть предложение. Смотрим – спрос растет. Мы сейчас уже не удовлетворяем всех желающих. Значит, нужно расширяться! И очень хорошо! А с учетом того, что аэродром будет технически переоснащен – поставим новое радиотехническое, светотехническое оборудование – тут все очень хорошо будет. Кроме того, для самолетов бизнес-авиации, на мой взгляд, аэропорт «Внуково» еще и тем удобен, что здесь полосы пересекающиеся. Потому что каждый самолет, бизнес-авиации в том числе, имеет серьезные ограничения по боковой составляющей ветра. А раз так, то наличие пересекающихся полос выгодно отличает нас от других аэропортов, где полосы параллельны. Я не скажу, что это панацея от всех бед, но тем не менее…

Спасибо. И последний вопрос, если позволите. Что все-таки будет с Ту-104, который стоял на вокзальной площади?

- Все будет хорошо. Я сам – летчик, всю жизнь в авиации, для меня это – свято. Поэтому я утверждаю: самолет Ту-104 будет стоять на пьедестале, предположительно – по предварительным проработкам – на развязке с Киевским шоссе. Сейчас он проходит ремонт. Все будет хорошо. Я вам обещаю.

к списку интервью