Cправочная служба
+7(495) 937-55-55

Интервью с коммерческим директором хэндлинговой компании «ВИППОРТ» Владимиром Черновым

Интервью с коммерческим директором хэндлинговой компании «ВИППОРТ» Владимиром Черновым

19 мая 2011 Пресс-служба аэропорта Внуково

В современном мире фраза «время – деньги» - не просто красивые слова. И если деловые встречи проходят с разницей в несколько часов в разных городах мира, то без помощи бизнес-авиации обойтись просто не возможно. Летом же спрос на эти услуги становится еще выше.

Одним из крупнейших мировых центров деловой авиации является Внуково-3. О том, как работает и развивается предприятие, рассказал коммерческий директор хэндлинговой компании «ВИППОРТ» Владимир Чернов.

- Что собой представляет Внуково-3 на сегодняшний день?

- Это бренд, который объединяет несколько компаний, и представляет собой полноценный комплекс по обслуживанию бизнес-авиации, частных бортов и некоторых чартерных рейсов. Внуково-3 оперирует двумя терминалами. Один – для внутренних перевозок, второй – для международных. На данный момент Внуково-3 единственный комплекс с двумя отдельно расположенными терминалами. Сейчас мы перевозим от 100 до 120 тысяч пассажиров в год. Из них процентов 60-70 вылетают за рубеж.

- Когда были построены терминалы Внуково-3?

- Терминал внутренних перевозок был построен в 2000 году, и изначально он обслуживал и внутренние, и международные рейсы. Здесь в час можно обслужить 40 пассажиров. Так как пассажиропоток и количество рейсов были изначально небольшими, задачи строить сразу два терминала не стояло. Это общемировая практика – построить один небольшой терминал и только после развития бизнеса оценивать необходимость строительства еще одного. Когда с 2004-2005 годов трафик стал существенно расти, было принято решение о строительстве отдельного центра. В итоге в ноябре 2006 появился международный терминал площадью 7 000 квадратных метров, который может обслуживать 120 пассажиров по прилету/вылету в час. На наш взгляд, для пассажиров разделение потоков на внутренние и международные рейсы удобно.

- Какая еще инфраструктура есть у Внуково-3 помимо двух терминалов?

- Перрон на 75 стояночных мест. Четырнадцать ангаров, которые в зависимости от типов и размеров воздушных судов могут вмещать 55-60 бортов. Есть собственная служба спецтранспорта со следующей спецтехникой: шесть тягачей, четыре топливозаправщика, которые обслуживают только Внуково-3, четыре автомашины для противообледенительной обработки, автомашины для обслуживания туалетных систем самолетов, несколько наземных источников питания, три хранилища для противообледенительной жидкости, необходимость наличия которых показал опыт декабря прошлого года, и многие другие виды техники. Всего, если считать вместе с автобусами для перевозки пассажиров и машинами для перевозки супервайзеров ВИППОРТА и экипажей, у нас порядка 80 машин.

- Каким образом происходит заказ на перелет?

- Мы работаем исключительно с авиакомпаниями. С нами работает более тысячи операторов самолетов бизнес-авиации. Человек, которому необходимо совершить перелет, обращается в авиакомпанию. Там ему предлагают варианты по типу самолета, цене и другим параметрам, после чего авиакомпания подает заявку нам. Причем обязательно в письменном виде - по факсу, электронной почте, SITA или АФТН. Заявки сортируются в производственно-диспетчерской службе нашей компании в зависимости от указанной в них даты предполагаемого вылета.

Весь трафик Внуково-3 по сути можно разделить на четыре части. Первая – частные борты. Вторая – борты международных авиакомпаний, которые оперируют флотом исключительно в коммерческих целях. В случае наличия необходимого клиенту самолета и согласования цены и даты они организуют рейсы, которые ничем не отличаются от чартеров. Третий блок – корпоративные перевозчики, созданные в интересах той или иной корпорации. У нас, например, таким оператором является Газпромавиа. Они выполняют не только регулярные рейсы, но и чартеры в интересах самой компании Газпром. Для этого во Внуково-3 обслуживается их корпоративный флот. Четвертая группа – это правительственные рейсы, которые не имеют статуса официальных и не выполняются через Внуково-2.

- Насколько заранее авиакомпании должны подавать заявку?

- Так как основное в бизнес-авиации – это экономия времени, то большинство заявок приходит за 4-5 дней или даже день в день. В идеале заявка должна приходить хотя бы за 24 часа, и мы это условие проговариваем с клиентами. Но на практике заявки приходят иногда и позднее. В этом случае мы обещаем сделать все от нас зависящее, чтобы обслужить клиента, но не можем гарантировать обслуживание ровно в то время, на которое заказан рейс. Это связано с тем, что аэропорт Внуково – слотируемый. Слот - это время, выделенное в аэропорту рейсу, для выполнения самолетом операции прибытия или отправления в определенную дату или период. И если вы подали заявку в 9 часов утра, а вылет нужен вечером в 11 часов, то может просто не быть слотов на вылет. Есть и ряд других особенностей, связанных с получением разрешения на полет. Хотя в нашей практике существуют примеры, когда мы обслуживаем рейсы и при подаче заявки за 3-4 часа до вылета.

- Обслуживание пассажиров проводится также оперативно?

- Одна из наших задач - минимизировать время нахождения пассажиров в терминалах. В идеале группу из четырех человек можно оформить буквально за 10 минут.

- Какие типы воздушных судов вы обслуживаете?

- Любые самолеты бизнес-авиации без исключения. Что касается «переделок» из регулярной авиации под корпоративные или частные нужды, то сегодня мы обслуживаем все типы самолетов до Боинга 767-300. Основу обслуживаемых типов составляют модели Gulfstream, Bombardier, Hawker, Falcon, Cessna, Embraer, Ту-154, Як-40, Як-42 и другие.

- И какова карта полетов?

- В бизнес-авиации такого понятия нет. Наши клиенты летают везде, где есть посадочная полоса. Сегодня, к примеру, у нас около 130 операций. Мюнхен, Берлин, Баден-Баден, Таллинн, Хельсинки, Лондон, Каунас, Лос-Анджелес, Париж – это только несколько сегодняшних направлений.

- Сейчас во всем мире уделяется особое внимание компьютеризации всех процессов. Как с этим обстоят дела во Внуково-3?

- Сейчас разработана и продолжает совершенствоваться система, которая позволит нашим клиентам в оперативном режиме удаленно видеть всю технологическую карту отдельно взятой авиакомпании в части обслуживания их борта. Проще говоря, оператор производственно-диспетчерской службы авиакомпании подключается к нашему системному продукту удаленно и видит все, что происходит с их самолетом. Начиная от времени прибытия экипажа, поэтапного обслуживания самолета на перроне, и заканчивая взлетом. Также мы работаем над тем, чтобы в течение дня у оператора были данные по количественным показателям обработки противообледенительной жидкостью, что особенно важно при чартерных рейсах, поскольку счет за эту услугу аэропорт выставляет по факту.

В данный момент наша IT-служба работает над расширением спектра отображаемой информации в рамках этой программы. Она существует уже полгода и сейчас тестируется на ряде авиакомпаний, по замечаниям которых мы ее дорабатываем. Это не бесплатная услуга, и пользуются ею те авиакомпании, которые понимают, насколько данная программа позволяет оптимизировать работу. Также сейчас развивается система смс-уведомлений операторов авиакомпаний о ходе обслуживания самолета.

- Какие еще услуги оказывает Внуково-3?

- По сути, мы оказываем те же услуги, что и аэропорт Внуково-1. Специфика заключается в том, что наша деятельность более персонифицирована, а основная ставка делается на оперативность. При этом мы имеем собственную инфраструктуру и технику: начиная с машин сопровождения, которые направляют воздушные суда на парковочные места, на стоянку, заканчивая всем, что связано с обслуживанием самолета и пассажиров. Исключение составляет только использование взлетно-посадочной полосы Внуково-1.

Из неавиационных услуг - обеспечение визами, трансфер, перевозка экипажа, обеспечение питанием. Это имеет отношение к обслуживанию пассажиров, но это не чисто авиационный бизнес, поскольку питание, к примеру, идет не только из ресторанов Внуково, но и из базы, в которой у нас сейчас насчитывается порядка сотни предприятий. Опять же в 90 процентах случаев в заявках указывается, какая гостиница и в каком районе нужна.

- Техническое обслуживание самолетов тоже осуществляете?

- Да, у нас есть партнерское соглашение с компанией Jet Aviation, которая осуществляет ряд технических работ в соответствии с имеющимися у них лицензиями и допусками. Это не все типы воздушных судов и работ, но значительное их количество. В бизнес-авиации есть такое понятие, как обслуживание самолетов в отдельно взятом аэропорту с возможностью оказания максимально широкого спектра услуг. В технической части по ремонту мы уступаем некоторым европейским аэропортам, потому что серьезные формы ремонта, когда необходимо «разобрать» самолет, пока не делаем. Но мы к этому стремимся, и перспективы развития в этом направлении есть.

- То есть вы можете выполнить любую заявку?

- В рамках разумного. Иногда заказывают трансфер для пассажиров, но это тоже редкость. Специфика наших пассажиров в том, что их, как правило, кто-то встречает или провожает. А к самолету доставляют на минивэнах. Хотя обычно мы ставим самолет максимально близко к терминалу, чтобы нашим гостям нужно было максимум десять шагов сделать.

А вообще, в наших интересах, чтобы авиакомпания подала заявку с максимальным перечнем необходимых ей услуг и, по возможности, делегировала нам решение всех вопросов. При этом плюсы для компании несомненны: нет необходимости содержать сумасшедший штат, который мог бы решать различные локальные вопросы, и это весьма упрощает работу при существующих условиях. Особенно, если речь идет об иностранцах.

- У вас есть перспективы увеличения пассажиропотока и количества рейсов?

- Глобальная проблема для Внуково в целом и для Внуково-3 в частности – это архаичная система организации воздушного движения, из-за чего зависит пропускная способность ВВП по прилетам/вылетам. То, как это организовано сейчас, вызывает массу негативных реакций со стороны наших клиентов. Если взять любой современный аэропортовый комплекс в мире, именно благодаря грамотной организации движения, выполняется 50-60 взлетно/посадочных операций на полосу в час. Мы с удовольствием наращивали бы свой трафик, но есть ограничения. Особенно с развитием аэропорта Внуково-1 и строительством нового пассажирского терминала А, который постепенно заполняется. У нас уже сейчас существуют конфликты по слотированию, которые мы пытаемся совместно решать. Но сегодня обслужить одновременно 400 вылетов Внуково-1 по центральному расписанию и 200 наших невозможно в силу именно ограниченности слотов. Мы работаем над этим, но есть куда двигаться дальше для развития этой темы.

- Деловая авиация – это прибыльный бизнес?

- Если сравнивать с любым сырьевым бизнесом, то, безусловно, нет. А если сравнивать с инфраструктурными проектами… Сложно сказать. В отличие от обычного терминала по обслуживанию регулярных и чартерных рейсов доля неавиационных доходов у нас значительно ниже. Поскольку, как я уже сказал, набор неавиационных услуг у нас ограничен, и мы работаем как агенты. Если бы у нас была собственная гостиница, собственный брендовый ресторан… Хотя и это бы не решило вопроса, поскольку каждый клиент выбирает, что ему нравится. Работаем мы на агентском вознаграждении и эта сумма не может быть сопоставима с затратами на обслуживание самолетов. Так что глубокое заблуждение считать, что он сверхдоходный. У нас только штат около тысячи человек.

- А с точки зрения ценовой политики для пассажиров вы конкурентоспособны?

- Таким масштабом, таким количеством рейсов, спецтехники, стоянок, ангаров и так далее как у нас, я думаю, в лучшем случае могут похвастать еще только два-три аэропорта во всей Европе. Количество денег, которое потрачено на инфраструктуру Внуково-3, безусловно, несопоставимо с теми инвестициями, которые были привлечены в аналогичные проекты в Шереметьево и Домодедово. Причем, если Внуково-3, не считая взлетно-посадочной полосы, на сегодняшний момент - полностью самостоятельный мини-аэропорт, с собственным штатом, отдельными службами, спецтехникой, то большинство других аэропортов не располагает отдельными терминалами и, в лучшем случае, имеет один ангар и крайне ограниченное количество спецтехники. Поэтому сравнивать цены невозможно. Да, у нас тарифы выше, но они обусловлены объективными причинами. По-моему тот факт, что Внуково-3 генерирует до 70 процентов всего бизнес-трафика по Московскому авиационному узлу – неплохое подтверждение качества и разнообразия оказываемых нами услуг.

Подготовила Ольга Масюкевич


к списку интервью